Погода:
Ясно +2° – +3°
Облачно +4°
Облачно +8°
16+
Радио-Югра | Нижневартовск 105.9
Загрузка проигрывателя…
98.4730 91.3124 82.96
10 : 01 07 мая 2024
/ Диалог без посредников

Диалог без посредников

23 августа 2023, 15:32
1370
-

О том, как детям мигрантов помогают преодолеть межъязыковые барьеры.

Более трех тысяч детей мигрантов из разных государств пополнили школы Югры. Пятая часть таких первоклашек не знала русского языка.

Помочь им освоиться в русскоязычной среде призваны центры культурно-языковой адаптации, открытые на базе двадцати шести общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.
Учебный год подходит к концу, и уже можно делать выводы, насколько успешно продвигается работа в этом направлении.
Сегодня в Югре проживает чуть более четырех тысяч детей мигрантов, большинство из них обучается в школах. По статистике двадцать процентов приезжих детей либо слабо знакомы с русским языком, либо вовсе им не владеют.
Для таких ребят в образовательных организациях округа разработаны индивидуальные учебные планы, созданы специальные условия обучения и воспитания с целью устранения межъязыкового барьера. В Нижневартовске учреждено два центра культурно-языковой адаптации - в одиннадцатой и девятнадцатой школах. Здесь детей учат общаться со сверстниками, проводят для них игры и занятия на сплочение. Работа ведется по специальным образовательным программам. На то, чтобы ребенок освоился в новой для себя среде, требуется около года.
- Уровень владения русским языком у всех разный, есть первоклассники, которые гораздо быстрее адаптируются, - пояснила учитель начальных классов школы №19 Елена Николаева. - К ним у нас дифференцированный подход, мы даем им более сложные задания. Нужно отметить, что в семьях, где закрепляют полученные знания и общаются на русском, а не на родном языке, успехи лучше.
Если ребенок занимается исключительно в школе, то и результаты соответственно слабее, с такими детьми сотрудники центра проводят индивидуальную работу.
Центр адаптации посещают ребята, чьи семьи имеют официальный статус мигрантов. Занятия здесь абсолютно бесплатные, их проводят психолог, логопед и педагог, занимающийся непосредственно языковым развитием детей. В школе работают не только с учащимися, но и с родителями.
- С ними непросто общаться, потому что в основном это люди, плохо говорящие на русском языке, особенно мамы, - рассказала Елена Александровна. - Папы работают, больше вращаются в социальной среде и владеют русским языком лучше, а мамы приходят иногда даже с переводчиком.
Для каждого ребенка педагоги выстраивают индивидуальный маршрут, разрабатывают в помощь родителям рекомендации.
Немаловажную роль в адаптации детей мигрантов играет толерантность подрастающего поколения. В центре они знакомятся с культурой и обычаями коренных жителей Севера, православными традициями, принимают участие в празднике «Дружбы народов» и других тематических мероприятиях. Психолог помогает им развивать коммуникативные навыки, потому что ежедневно в классе дети мигранты общаются с русскоязычными сверстниками. Комплексный подход помогает достичь существенных результатов в течение полугода. Почти все воспитанники центра уже без труда общаются на русском языке и даже дают интервью.
- Мы рисовали, отгадывали загадки, играли, - рассказал после занятия первоклассник Амурло Бобоев. – Еще были в лесном театре, где я узнал много о животных.
- Мы отвечали на вопросы, и учились правильно говорить на русском языке, - дополнила рассказ одноклассника Ясмина Азимова. - Выучили много новых слов о природе, как они произносятся, как составлять предложения и рассказы.
Занятия центра также посещают дети-мигранты из соседних школ. В девятом классе им предстоит сдавать итоговую аттестацию, а затем и единый государственный экзамен, что невозможно без изучения дисциплин, которые преподаются на русском языке.
На каждого ребенка-мигранта педагоги заводят отдельный журнал его личных достижений. Документ отображает динамику адаптации учащегося, где она положительная, где стабильная, а где, быть может, результат вообще не сдвинулся с мертвой точки.
Тогда со школьником проводится индивидуальная работа. Впрочем, такие случаи редкость.
В прошлом году все выпускники центра адаптации девятнадцатой школы смогли продолжить обучение по стандартной образовательной программе.

Елена Составова.

Теги статьи:
Автор(ы) текста:
-
Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале
Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.
Комментарии
Комментариев пока нет, вы можете стать первым, кто прокомментирует новость.
Пожалуйста, заполните все поля

Ваш комментарий успешно отправлен и будет опубликован после проверки.
Спасибо за ваше мнение!

Написать еще

Также читайте

онлайн подписка

подробнее

Не пропустите важное - в телеграм!

Подписаться