Погода:
Ясно -10° – -8°
Облачно -7°
Облачно +1°
16+
Радио-Югра | Нижневартовск 105.9
Загрузка проигрывателя…
98.6447 92.0538 88.40
22 : 13 02 мая 2024
/ 5 июля - День работников морского и речного флота

5 июля - День работников морского и речного флота

На флоте нет случайных людей, уверен Александр Барзаков, более полувека отдавший реке.

05 июля 2020, 13:18
2072
-
На флоте нет случайных людей, уверен Александр Барзаков, более полувека отдавший реке.

О чем мечтает капитан
Обиженно нахмурившиеся облачка, перешептывающийся тальник на берегу, мерный плеск воды и тишина, напоенная покоем и безмятежностью. Когда на реке полный штиль, время у воды летит незаметно, располагая к расслабленности и неспешной беседе.

По Оби и Иртышу
- Я с детства мечтал стать моряком или речником, - делится капитан речного судна Александр Барзаков. – Закончив восьмой класс, поступил в Семипалатинский речной техникум, после учебы отслужил в армии, а потом вернулся в родной Алтайский край. Планировал поступить в мореходку, но увы…

 Так сошлись планеты, что выпускника речного техникума призвали в армию не по специальности в морфлот, а в войска связи, и по окончании службы, взяв подписку о неразглашении, на много лет запретили выезд за границу. С мечтой о море пришлось проститься.
- Тогда это было обидно, - признается Александр Андреевич. – Но сегодня, много лет проработав на реке, не жалею ни о чем.
Приехав в Нижневартовск в 1981 году, капитан устроился работать в Речной порт, который позже переименовался в Райрыбкооп, затем еще несколько раз он менял название и форму работы, пока и вовсе не прекратил свое существование.
- Тогда только в речпорту принимали на работу людей без прописки, - пояснил Александр Андреевич. – Я сразу стал водить баржу – возили продукты и стройматериалы в наш район и не только. За годы работы я прошел Обь от Новосибирска до Салехарда, а Иртыш – от Усть-Каменогорска до устья.
А вот проходить производственную практику юному речнику довелось на реке Урал, в исторических местах, связанных с именем Чапаева.
- Там, где Василий Иванович реку переплывал, место узкое, - поделился впечатлениями капитан. – Даже если бы он успел переплыть Урал, вражеская пуля, скорее всего, настигла бы его и на противоположном берегу.

Говоря об исторических местах, вспомнил и о Салехарде.
- Там строили большую дорогу, а нас командировали для доставки материалов – щебня, песка. Дорога строилась на месте старой «железки», которую в свое время прокладывали заключенные. Мы видели остатки рельсов, полуразрушенные бараки, где жили занятые в строительстве зэки. Выглядело это все, конечно, жутковато.
Щуки-крокодилы
Трижды в год Александр Барзаков проходит на своем судне по реке 700 километров – от одного районного поселения к другому, доставляя жителям далеких деревень и сел на барже продукты и товары первой необходимости. Сегодня его пароходик принадлежит ИП Александру Кузьменко, и ежегодно арендуется торговым домом «Корлики». Кстати, Корлики Александр Андреевич называет своим любимым селом.
- Там очень красивые места, - объясняет капитан. – И замечательные люди – приветливые, доброжелательные. Они всегда охотно собираются, чтобы помочь разгрузить баржу, всегда узнают, как добрались, все ли у нас в порядке. Может быть, потому что они далеко от «большой земли» и для них любой визит – как прием долгожданных гостей.
А еще в Корликах – потрясающая рыбалка.
- Особенно осенью, - уверяет Александр Андреевич. – Там на спиннинг можно наловить щук размеров с крокодила.

Как по тропинке
Несмотря на однообразие маршрута, на воде Александру Барзакову скучно не бывает.
- Река всегда разная, - поясняет он, - на воде не заскучаешь.
По признанию речника, он никогда не хотел работать на большом судне или на пассажирском пароходе. Очень уж это хлопотно.
- За годы работы мы разного насмотрелись. Люди всякие бывают. Сколько раз приходилось вытаскивать из воды разгоряченных алкоголем храбрецов, которые устраивают дальние заплывы, а потом, выбившись из сил, не могут вернуться на берег. Да и на борту пассажирских судов случается всякое.
Впрочем, оказывать помощь на речных просторах приходится не только безответственным пловцам.
- Сейчас водного транспорта стало меньше, на реке спокойнее, а раньше было много пассажирских судов, грузовых. Кто-то на мель сядет, у кого-то корягой днище пробьет или двигатель заглохнет. Всегда подходили, интересовались, какая помощь нужна. Бывало, приходилось пассажиров снимать с борта и переправлять до ближайшего поселения. На реке без взаимопомощи нельзя.
В команде Александра Барзакова работают четыре человека – двое членов командного состава и двое рулевых мотористов. Работают днем, а ночью спят – все, как полагается. Впрочем, ночью движение по реке запрещено – на многих участках нет ориентировочных знаков. А на вопрос о том, как же речники ориентируются без бакенов и буев, капитан отвечает с улыбкой:
- Если вы много лет каждый день ходите по одной и той же тропинке, наверное, сможете пройти по ней с закрытыми глазами, потому что знаете на ней все кочки и камешки наперечет. Так и мы свой маршрут знаем наизусть.
Но бдительность и осторожность все равно проявляют.
- Весной приходится быть особенно внимательными, поскольку половодьем подмывает берега, смывает деревья, которые плывут по реке. Стараемся их обходить по возможности, чтобы не наткнуться. Особенно это актуально в боковых притоках.
И вспомнил, как довелось работать на Большом Югане, где стоял небольшой мост, под которым однажды все пространство забилось бревнами-плывунами. Пришлось их выбивать из-под моста, но после этого несколько дней путь речных судов пролегал словно по плоту – пробраться между стволами было невозможно.

Пятница, 13
О людях этой профессии говорят, что они страшно суеверны. И в какой-то степени это так, признается капитан. Правда, они не боятся черных кошек и разбитых зеркал – у них свои приметы.
- Например, мы никогда не говорим конкретной даты возвращения, - поделился секретом Александр Андреевич. – Стараемся обходиться условным временем: «если все будет нормально, значит, вернемся где-нибудь в понедельник-пятницу».
Вот, правда, пятницу, 13-е речники недолюбливают, стараясь в этот день в рейс не выходить.
Зато не верят в старую пиратскую примету, что женщина на корабле – к несчастью.
- На всех транзитных судах коками работают женщины, - поясняет капитан, - и на моей памяти ни с одним из них ничего серьезного не произошло.

Ремонт и отпуск
В работе речники от рейса к рейсу – три раза за период навигации. Первый выход – весной, как только открывается речной путь, затем в середине лета и последний рейс – осенью, когда дальние поселения Нижневартовского района запасаются припасами в зиму.
Но и между ними работы хватает - техника требует ремонта и ухода. И если все в порядке со своим судном, дружной командой помогают коллегам по цеху. Ну, а если все дела завершаются до следующего рейса, со спокойной совестью отправляются в отпуск.
- Я с удовольствием вожу семью отдыхать на море, - признается Александр Барзаков. – И мне не кажется, что я «перешел из одного цеха в другой – вот и сменил обстановку». Нет, река и море – это две совершенно разные стихии.
В зеркале воды
Вроде бы и разговор подошел к концу, и отвлекать занятого человека дольше было уже неловко. Но вот выглянуло солнышко, пустило по водной глади озорные блики, вздохнул теплый ветерок, и стало жалко покидать маленькую уютную палубу, совсем не хотелось возвращаться в город. И подумалось, что река, как волшебное зеркало, отражает человеческие характеры.
- Кто не любит флот, долго здесь не задерживается, - уверен Александр Барзаков.
Человек основательный, спокойный и улыбчивый, рядом с которым чувствуешь себя уверенно и надежно и который, проработав столько лет на реке, ни разу не пожалел о своем выборе.
Теги статьи:
Автор(ы) текста:
Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале
Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.
Комментарии
Комментариев пока нет, вы можете стать первым, кто прокомментирует новость.
Пожалуйста, заполните все поля

Ваш комментарий успешно отправлен и будет опубликован после проверки.
Спасибо за ваше мнение!

Написать еще

Также читайте

онлайн подписка

подробнее

Не пропустите важное - в телеграм!

Подписаться