Уникальная школа в Югре обучает особенных детей
Возможности санаторной школы Нижневартовска позволяют не только обучать, но и лечить детей с болезнями лёгких и ОВЗ
Необычная школа расположена в самом сердце Нижневартовска. Учатся здесь ребята с нормой развития, состоящие на учете в противотуберкулезном диспансере города. Вместе с ними - дети с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и речи. Сейчас здесь числится 181 ребенок. Все они осваивают программу начального общего образования, в том числе адаптированную, а также получают необходимое лечение.
История учебного заведения началась еще в 1996 г. Инклюзивную составляющую внедрили с 2010 г. Первого апреля по традиции в школе начнется прием заявлений на новый учебный год. Говорят, сюда не так просто попасть. Так ли это на самом деле и что в этой школе такого уникального, выяснил журналист "Местного времени".
Первым делом в спортзал
Мы попадаем на урок физкультуры. Две команды ребят на скорость преодолевают препятствия. Судя по лицам и возгласам, мальчишкам и девчонкам состязания нравятся. Перепрыгнуть препятствие, проползти через тоннель, коснуться стены и обратно – легко! Во всяком случае, ученики стараются и получают от процесса удовольствие. В перерыве знакомимся и дети начинают рассказывать про школу. Наперебой вспоминают веселые истории про продленку, походы в библиотеку, про игры. От души смеются.
А у нас в школе галакамера есть - такая соляная комната, - говорит Тим Розимов. - Там везде соль, и ты на лежаке лежишь, дышишь этой солью, телевизор смотришь. В городе не такой чистый воздух, потому что машин много очень, и они его загрязняют, а в галокамере воздух полезный.
Радушные и гостеприимные хозяева обещают нам показать эту чудо-комнату и мы идем в медблок.
Поможет ассистент
Крыло, отведенное под медблок, довольно просторное. Тут, на 50 квадратных метрах, располагаются несколько специализированных помещений: физио и массажный кабинеты, та самая галакамера, процедурная. В солевой комнате мы задерживаемся и дышим полезным воздухом вместе ребятами, отдыхающими тут на лежаках. Рядом с одной из учениц школы сидит ассистент – особый помощник, сопровождающий ребят, которые не могут передвигаться самостоятельно по школе. За каждым таким взрослым закреплено до шести детей. Всего в школе 12 человек, нуждающихся в помощнике. Помимо технической поддержки, они помогают ребятам с санитарно-гигиеническими процедурами, во время приема пищи и прогулки.
В коридорах замечаем различные средства передвижения: ребят привозят и увозят с одного занятия на другое. К слову, лифта в школе нет, колясочников поднимают и спускают по лестницам с помощью специальных гусеничных подъемников. Незрячие же детки, обучающиеся не первый год в этом учебном заведении, перемещаются самостоятельно. Для этого на полу и стенах имеется особая направляющая разметка.
Раз-два, делай так
Оборудованные учебные кабинеты рассчитаны на полный класс до 16 человек. Есть и более камерные, для занятий малых групп и проведения индивидуальных уроков с узкими специалистами. Уроки длятся как и в обычной школе - по 40 минут. Чтобы снять мышечное напряжение, подкорректировать осанку, ребята проводят физминутки. Кстати, на уроках дети сидят босые - для профилактики плоскостопия они массируют свои ступни с помощью пупырчатых ковриков, размещенных под партами. Ну и еще один интересный момент - наличие конторок – парт, за которыми можно заниматься стоя.
Если ребенку необходимо размять мышцы, можно изменить положение корпуса, продолжив урок за конторкой, - объясняет нам завуч школы Альбина Маликова.
Классы в школе укомплектованы по-разному. Есть модели инклюзивные, в них ребята с расстройствами аутистического спектра обучаются вместе с обычными детьми, есть спец классы, есть дети на дому, а есть и те, кто обучается по отдельному учебному плану: часть уроков в классе, часть индивидуально.
Все зависит от психофизического состояния ребенка, и под это состояние подбирается модель, по которой он может наиболее эффективно обучаться, - уточняет Наталья Лопаткина, директор школы.
В школе 67 педагогов. Все они имеют специальное допобразование. Кроме того, каждый прошел переподготовку по коррекционной педагогике. Нам показали занятия с тифлопедагогом, дефектологом, логопедом, психологом, научили игре боччу, показали космическую сенсорную песочницу. А еще мы видели счастливые глаза девочки Жени, которая летала с помощью тренажера Гросса.
Как попасть в санаторную школу?
Ежегодно прием документов проходит 1 апреля. Набор проводится на общих основаниях. Обучение бесплатное. Перечень документов необходимых для зачисления:
направление от противотуберкулезного диспансера (если ребенок соматически болен и стоит на учете); заключение территориальной либо центральной психолого-медикопедагогической комиссии. В нем должна быть прописана адаптированная программа для ребенка. В классы могут быть зачислены дети с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями зрения.
Чтобы быть зачисленным в класс, у ребенка должен быть сохранный интеллект либо задержка психического развития. Классы для детей с интеллектуальными нарушениями мы не комплектуем, - поясняет Наталья Лопаткина.
Добавим, что всю необходимую информацию о санаторной школе можно получить на сайте образовательной организации в разделе «Прием в школу» (http://sanschool-nv.ru/roditelym/priem-v-shkolu#gsc.tab=0).
Справка "МВ": По данным Департамента образования Нижневартовска, по состоянию на 2021 год в общеобразовательных учреждениях города обучаются 617 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 265 детей-инвалидов. Для таких ребят открыты 14 классов. Инклюзивное образование организовано для 471 обучающегося с ОВЗ. Для школьников разработаны и реализуются адаптированные общеобразовательные программы, организовано психологопедагогическое сопровождение учителями-логопедами, педагогамипсихологами, социальными педагогами, учителями дефектологами. Двум муниципальным общеобразовательным организациям города Нижневартовска присвоен статус "Ресурсных школ по организации инклюзивного образования": это школа №1 им. А. В. Войналовича и школа №8.