Вчера произвели - сегодня на прилавке: по такому принципу работает югорский «Агромаркет»
Основной ассортимент торговой сети - товары под брендом «Сделано в Югре».
06 августа 2022, 14:27
В октябре 2018 года в Ханты-Мансийске открылся первый магазин торговой сети сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива «Ермак-Агро». В следующем году по фирменному магазину «Агромаркет» появились в Сургуте и в Нижневартовске.
2036
-
О том, как сегодня развивается этот региональный проект, запущенный на средства окружного гранта, наш разговор с исполнительным директором СПСК «Ермак-Агро» Светланой Лесковой.
Свое - для своих
- Как вы знаете, сначала был организован наш сбытовой кооператив. Это произошло в ответ на настоятельную потребность фермеров Югры реализовывать продукцию за пределами своих муниципальных образований. Торговые сети - вариант не для всех, поскольку кому-то не хватает объемов, кому-то упаковки, этикетки, кому-то еще чего-то. Местным товаропроизводителям легче выходить на рынок сбыта не поодиночке, а вместе. Особенно небольшим компаниям - благодаря такому подходу они могут сосредоточиться на производстве, а кооперативу поручить реализацию продуктов. Кроме того, мы можем продвигать локальные бренды на рынки других регионов страны.
До этого дело пока не дошло. Мы сейчас знакомим сам регион с нашими товаропроизводителями. Их сегодня хорошо знают жители Ханты-Мансийска, поскольку здесь проходит ежегодная ярмарка «Товары земли Югорской». Люди в курсе, что есть такой проект «Сделано в Югре», пробуют на ярмарке продукцию, покупают, а потом ищут ее на полках в магазинах.
Но в остальных городах автономного округа это не очень развито. Мы были недавно в Нижневартовске на ярмарке, организованной городской Торгово-промышленной палатой. Из десяти покупателей только одного не удивил югорский бренд. Если они еще знают своих товаропроизводителей, например, свои пекарни, птицефабрику, колбасные заводы, то о продукции других районов, Кондинского, допустим, Белоярского, Сургутского, наверное, и не слышали. Вот для чего, в том числе, созданы наши магазины.
В «Агромаркете» вам удалось объединить продукцию всех лучших местных производителей. Как вы ее отбираете, кто туда попадает?
- Мы работаем практически со всеми, и с крупными, и с мелкими фирмами. Разумеется, при наличии сертификации. Критерий один - чтобы продукт нравился людям. У нас нет жесткого требования к объему. Есть партнеры, которые изготавливают под конкретный заказ совсем мелкие партии товара, допустим, те же шоколадки - заказали мы у них десять штук, они нам столько и поставили. Если товар «заходит», естественно, продолжаем работу. Мы ориентированы на потребителя - люди хотят вкусный продукт хорошего качества, соответственно, сотрудничаем с теми компаниями, кто подходит под эти требования.
То есть не обязательно среди ваших партнеров одни обладатели товарного знака «Сделано в Югре» - есть все?
- В основном этот знак есть у каждого местного товаропроизводителя. Практически все, когда начинают бизнес, если хотят подчеркнуть свою территориальную значимость, делают этот товарный знак.
Давайте подведем промежуточный итог: с чего начинали и сколько партнеров у вас сегодня?
- Когда четыре года назад мы открывали магазин в Ханты-Мансийске, у нас было порядка 20-25 товаропроизводителей. К моменту появления Нижневартовского «Агромаркета» в 2019 году их уже стало порядка 45. Сегодня количество поставщиков достигло 50-60. Эти цифры постоянно меняются: кто-то в пандемию свернул бизнес, на их место пришли другие. Очень много открывается новых предприятий.
Кто из новеньких в последнее время присоединился? Много ли их?
- Мы ежемесячно стараемся добавлять по 2-3 новых поставщика. Это пожелание в первую очередь исходит от покупателей, которые всегда за расширение ассортимента. Недавно к нам присоединились ребята из Ханты-Мансийска с микрозеленью. Это у них основной продукт, но сейчас они получают окружной грант и хотят заняться еще созданием соусов песто. Говорят, что к сентябрю готовы предоставить такие новинки. Вот их, в отличие от микрозелени, срок хранения которой 72 часа, мы сможем отправлять в свои магазины в Сургуте и в Нижневартовске.
Из новых - компания «Холодок» («РыбаГрад») город Ханты-Мансийск. Это производство рыбных полуфабрикатов с достаточно большим ассортиментом: котлеты из щуки, из щекура, пельмени из щуки, из окуня. Продукт пользуется спросом на территории округа.
Наш столичный же «Привет паштет» - паштеты из печени индейки. Тоже очень интересный продукт. Мы продаем его в Ханты-Мансийске, раз в месяц пытаемся отправить в Сургут. Почему пытаемся - срок годности паштета 4 дня. Соответственно, до Нижневартовска довезти пока не можем. Компания тоже сейчас работает над продлением срока, чтобы продавать и в других городах региона. Но чем больше мы его увеличиваем, тем больше приходится вносить добавок, не всегда натуральных. Они же хотят добиться этого за счет натуральных продуктов. А пока, если говорить о Нижневартовске, то паштет приехал бы сюда с остаточным сроком хранения в один день. Люди у нас такое не любят брать, надо прям свеженькое, чтобы в ночь приготовили и утром уже было на прилавке.
Про эти паштеты, кстати, говорилось в одну из прямых линий губернатора Натальи Комаровой с югорчанами. Очень расхваливали все новую продукцию, думаю, многие жители региона тогда заинтересовались. В нашем «Агромаркете» сказали, что могут привезти под заказ.
- Да, мы можем организовать адресную доставку любого продукта, не только паштетов. Но в основном стараемся привозить в магазины все товары, чтобы там всегда было наличие полного ассортимента.
Какие муниципалитеты у нас чем богаты? Скажем, Березовский район - это знаменитая сосьвинская сельдь. Чем отличаются остальные, какие там вкусы?
- Белоярский район - это тушенка и колбаса из оленины производства Саранпаульской оленеводческой компании. Они изготовили суджук из оленины - сухую колбасу, которая может храниться до полугода и дольше. Поставили нам и думали, что хватит до сентября. Но ее уже сегодня нет - очень вкусная, люди дружно разобрали. Сейчас саранпаульцы готовят новую партию. Дело это не быстрое, она должна вымочиться, а потом высохнуть в течение месяца. Надеемся, что к сентябрю этот деликатес снова появится на прилавках в «Агромаркетах».
Кондинский район знаменит ягодами, грибами. Там у нас компания «Регион-К», мастер по изготовлению очень вкусных варений: из морошки, брусники, клюквы. Также у нее очень вкусные белые грибы. Фирма постоянно балует нас новинками, на очереди - грибные риеты.
Нижневартовский район, как и Сургутский - это и рыба, и дикоросы, и фермерская продукция. А вот в Ханты-Мансийском, вдобавок ко всему, есть компания, которая производит мармелад, шоколад на основе ягеля.
Люди берут продукцию уже для себя или все-таки больше на подарки?
- Больше берут на стол. У нас широкая линейка полуфабрикатов: пельмени, вареники, чебуреки, котлеты. молочная продукция. В каждом городе, муниципалитете она своя. Нижневартовск предпочитает молочную продукцию ИП Салямкин (д. Вата) и «Мардер» (п. Излучинск). Сургутяне пьют молоко «Экофермы» (Сургутский район) и СПК «Лидер» из Нефтеюганскго района. Жители Ханты-Мансийска тоже охотно берут «Экоферму» и СПК «Лидер». Мы пробовали привозить в Нижневартовск продукцию Сургутского района, но что-то не зашло. Люди сказали, нет, у нас своя молочка есть, мы ее больше любим.
Берут, конечно, и на подарки. Тут пользуются спросом чаи, мармелад, шоколад, мармелад с ягелем в форме шишки - такой не найдешь в других регионах. Очень хорошо берут конфеты Нижневартовской фирмы «Центр-Сибирь», потому что они без сахара, на меду. Мало того, что вкусные, еще и полезные. Кедровое масло вкачестве экзотики. Топ, конечно, это мармеладная шишка и таволожная моченая морошка.
У вас небольшая торговая наценка.
- Да, минимальная.
Ваш кооператив каким-то другим образом еще поддерживает товаропроизводителей? Скажем, помощью в заходе к ритейлерам?
- Больше никаким. К моменту, когда был создан «Ермак-Агро», предприниматели - из тех, кому это было нужно - уже сами наладили отношения с торговыми сетями. Поэтому они самостоятельно заходят. Сейчас региональная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) занимается реализацией проекта «Магазин в магазине». Нашим фермерам тоже предложили найти площадки на территории магазинов сети «Магнит» и заниматься розничной торговлей. Кооператив может выступить оператором данной площадки. Но здесь тоже очень многое зависит от предпринимателей: данная площадка тогда будет считаться относящейся к кооперативу, а это значит, все общее - и доходы, и расходы. На это готовы пойти не все бизнесмены. Поэтому здесь немножечко надо бы нам опыта набраться у других регионов.
Напоследок о планах на будущее.
- Сегодня главная цель - донести до жителей региона, что есть в округе своя продукция под брэндом «Сделано в Югре», которую выпускают местные предприниматели. Причем, стараются, делают это с любовью, с душой. Хочется, чтобы люди тоже гордились нашим округом, тем, что у нас такие замечательные производства.
Открывать новые магазины - такого в плане пока нет. Ассортимент, естественно, расширяем: работаем с новыми компаниями, ищем интересные вкусные продукты, со старыми проговариваем новинки. Нам каждая компания раз в год хотя бы ассортимент обновляет, вводит в него новые интересные позиции.