В Нижневартовском драмтеатре замахнулись на гоголевского «Ревизора»
Замахнулись удачно
27 сентября 2022, 14:29
Спектакль начинался еще в фойе. Здесь зрителей встречал Николай Васильевич Гоголь, рассказывал, что пишет поэму «Живые души», и предлагал стать ее героями. Ещё пару гоголей (все они актеры новой театральной студии при театре) встречались перед зрительным залом. Они, правда, ничего не предлагали, но атмосферу готовили.
35156
-
На сцене художник Валида Кажлаева (Москва, ГИТИС) создала уездный город с потрескавшимися шаткими колоннами, пустым колодцем-фонтаном, гаражом-ракушкой (там будет жить Хлестаков) и противным скрипящим щебнем под ногами. Как все это знакомо. Но для гоголевских спектаклей бесполезно копировать. Автор требует особого фантастического пространства.
Вообще «Ревизор» на сцене нижневартовской драмы - тоже в некотором роде фантастика. Очевидно, что это новая вершина для театра. И решение худрука Натальи Наумовой казалось очень смелым, может быть, даже отчаянным. Но выпускник ГИТИСА, ученик самого Леонида Хейфеца Константин Денискин (интервью с ним можно прочитать на нашем сайте) на приглашение согласился и поработал с пьесой видимо легко и интересно. Два с половиной часа в зале пронеслись-пролетели, а знакомые со школы фразы зазвучали новыми, не хрестоматийными оценками. Понятно же, что «Ревизор», он разный бывает. В этом, собственно, и суть коллизии самой пьесы.
Даже легендарная фраза, с которой все начинается и которую знают все, не рубит топором. В спектакле она неоднозначная: информация озадачит, но над ней и посмеются одновременно. Мол, видали мы уже этих ревизоров. Спектакль вообще начинается с игры: чиновники соревнуются, кто надует больший шарик, то есть кто кого надует. О том, что жизнь по сути казино (сегодня ты шестерка – а завтра джокер) напоминает зеленый - цвет сукна игорного стола. Зелеными драпировками затянули почти всю сцену и даже входные портьеры сделали зелеными.
Больше никаких «свидетельств эпохи» мы не увидим. Прочь мундиры, эполеты и шляпы с перьями (у Гоголя это все порой подробно описано). По форме одет только судья Ляпкин-Тяпкин. Его почему-то почти всегда играют красавчиком. И тут все карты в руки Борису Шаханину. Сергей Лесков (городничий) играет современного мэра. В костюме при галстуке Armani и с Ролексами на руке он проводит утреннюю планерку в администрации. Работает четко по дорожным картам, где даже для паники есть сценарий.
От канонов пьесы Константину Денискину пришлось отойти не раз. У поборников святости оригинала это вызовет неприятие. А по мне так передача ролей Добчинского и Бобчинского актрисам Ольге Горбатовой и Евгении Цариценской (естественно, со сменой пола персонажей) большая удача. Изначально ход диктовала производственная необходимость (в труппе просто недостает мужчин), а в итоге некоторые сцены заиграли новыми красками и нюансами.
Хлестаков Романа Горбатова не франт и не хлыщ. По крайней мере, сначала. Он довольно потрепанный уже такой (недаром авторы спектакля делают его возраст неопределенным – от 20 до 40) бомжик. У него действительно вот уже два месяца по дороге из Петербурга в Саратовское имение отца нет определенного места жительства, поэтому и живет он в ракушке, и потребляет «Доширак», и тот по милости хозяина гостиницы. Денег нет, дальше только – улица. Из князей – в грязь. Но Хлестаков ведь джокер (вот они карты), причем в своей же колоде, чтобы вознестись (а герои потом реально будут подниматься из гостиницы-ракушки вверх по лестнице) ему мгновения достаточно.
Интересно отметить, что премьеру труппы Евгению Наумову досталась роль не городничего, а слуги. Он впервые появляется на сцене в контровом свете, но этот силуэт, конечно, не узнать невозможно. Мелькает мысль: «Хлестаков», но нет – это Осип, этакий джинн, большой раб маленького господина. А, вероятнее всего, не раб, а альтер эго Хлестакова, только более рациональное, без фантазий.
Хлестаков, кстати, в спектакле здорово зеркалит с городничим. И никакие они не антиподы. Просто один жулик средней руки (ну все-таки городничий не бог весть какой чиновник в масштабах страны, это у себя дома можно хозяйничать), а другой мелкий. Кому-то Armani, а кому-то Доширак. Сложилась бы жизнь иначе – могли вполне поменяться местами: базовый набор качеств в исходном резюме сходный. Она, кстати, еще может и сложится.
И это уже что-то такое исконно русское, коллективное бессознательное. Недаром за сценой звучат частушки, а во втором действии на сцене появляется огромный медведь. Почему медведь? Все просто – символ города (и страны).
Сцена дачи взяток построена как коллективная. Пока один чиновник отчитывается, другие тут же ожидают своей очереди. Конечно, все в курсе процедуры, но они ее еще и видят, реагируют и делают для себя заметки. И, вроде бы, страшно чиновникам только для формальности, ибо, опять же, так положено. Давайте будем честно играть свои роли: я играю, что беру не взятки, а в долг – вы играете, что вам страшно и непривычно (ну почти как в придуманной городничим истории о карточных фокусах). Кстати, полученные деньги Хлестаков собирает в ведра. Предыдущая премьера театра называлась «Деньги как из ведра», здесь же обратный процесс. Такой своеобразный круговорот денег в природе на сцене драматического театра.
Очень интересным получился дуэт Анны Андреевны (Валентина Захарко) и Марьи Антоновны (Ирина Харченко). Понятно, что дочь продолжение мамы. Но тут преемственность срежиссирована уникально: они даже спорят и вздорят в унисон, видно, что не побьют друг друга, поэтому и сцена соблазнения, когда Хлестаков бросается от дочки к матери и обратно, проходит органично, как по маслу.
В этом мире, в общем, все понятно, все известно, все по схемам и рекомендациям. Откровенные чувства забитых и бессловесных просителей вызывают у Хлестакова смех – подите, вы не нужны. Главный вопрос у действующих только в том, сойдется ли пасьянс. Даже у умелых игроков (городничий) бывает не сходится, а джентльменам удачи (Хлестаков) везет. Но вспомним, что у Денискина это по сути один персонаж, суть в двух лицах.
В чем-то схематична (и символична) сцена покаяния городничего. Нервная походка, отрывистые фразы в шаг (обидно всё же, что обманули, провели обобрали на ровном месте, не по статусу). Потом он просто взгромождает на себя медвежью голову, тем самым объясняя, почему оно так – «никогда не было, и вот опять». Виноват не медведь, конечно. Просто сами мы медведи, над собой смеемся.
Режиссер намерено затушевывает немую сцену и поднимает ее чуть вверх, до визита жандарма, словно первый итог по факту событий подвести нужно раньше. А о визите ревизора персонажам сообщает ребенок. Может быть, это слишком нарочитый символ, но он имеет право быть. За будущее у нас спросят дети.
Выходишь из зала и понимаешь, если мы не из гоголевской «Шинели», то от «Ревизора» точно. Если к его России-шкатулочке найти верные ключики, то она откроется: заиграет, запоет, завоет, заскрипит. Пусть не все мелодии (тут многое зависит от творцов) поддадутся, но те, которые даются, слушать интересно. Драмовский «Ревизор» приехал (главное, не инкогнито) и спросил. На некоторые вопросы зрители сами должны теперь ответить. Себе. Этого, кстати, и Гоголь добивался.
P.S. С первой премьеры влились в работу актеры, которые пополнили труппу в межсезонье. Евгений Мурадян сыграл смотрителя училищ Хлопова, а Ксения Ермакова служанку в доме городничего. С дебютом !!!
Ранее мы сообщали, что пообщались с режиссером спектакля и узнали, что прежде с Гоголем он не работал.