Погода:
Дождь +1° – +2°
Облачно -6°
Облачно -1°
16+
Радио-Югра | Нижневартовск 105.9 98.0270 91.7791 89.50
18 : 34 28 апреля 2024
/ Участники «Экспертного клуба» обсудили роль педагога в формировании личности

Участники «Экспертного клуба» обсудили роль педагога в формировании личности

Прежде всего, по словам экспертов, нужно восстановить престиж педагога, учителя, наставника

Автор фото:
29 марта 2023, 09:00
2285
-

Участники «Экспертного клуба» обсудили роль педагога в современных реалиях: как усилить воспитательную функцию в школах и образовательных учреждениях и вернуть институт наставничества на современные предприятия.

Эксперты сходятся во мнении, что, в первую очередь, необходимо восстановить престиж педагога, учителя, наставника. А процесс этот должен начинаться еще в семье.

Начало начал - семья. Там формируется человек с первых дней своей жизни, все что он впитывает дома, на каких ценностях воспитывается, какие взаимоотношения выстроены в семье, все это будет формировать его как личность. И безусловно, роль школы в этом процессе не менее значима, возвращение воспитательной составляющей в школы можно только приветствовать, - уверен декан филологического факультета СурГПУ Николай Ганущак.

Он также отметил, что школа - это прежде всего образование, фундаментом которого являются не только науки, но и духовно-нравственные, этические, моральные ценности. Образование - это создание Образа! Его невозможно создать на сиюминутных запросах, должна быть прочная платформа, на которой и будет формироваться полноценная гармоничная личность.

И тут на мой взгляд, роль литературы выходит на первый план, потому что русская литература несет в себе глубокое духовно-нравственное начало. И потому что Россия всегда была литературоцентричной. Если же говорить о роли государства и о том, какие задачи оно должно ставить, то необходимо в первую очередь создать комфортные условия труда, дать достойную зарплату, т.е. обеспечить материальное благополучие учителя, наставника. Он не должен думать, как ему оплатить ипотеку, кредит, накормить семью, - считает Ганущак.

Права учителя

  На защиту педагогов встала и замдиректора Центра правовой поддержки граждан и гражданских инициатив «Югорский СоветникЪ» Наталия Кузьмина. Она считает, что в школе за последнее десятилетие произошёл перекос в взаимоотношениях педагога, ребенка, родителя.

Родители порой не дают возможности педагогу нормально работать. Всегда найдется одна мама, которая, считает, что ее ребенка обучают недостаточно квалифицированные, недостаточно терпеливые, не достаточно добрые учителя. И еще тысяча разных причин найдется, чтобы пожаловаться на педагога. Такие родители парализуют работу класса, педагогического коллектива, строча жалобы во все инстанции мира, а школа и учитель вынуждены защищаться, подтверждая правомерность каждого шага учителя. Поэтому необходимо найти способы и механизмы защиты прав учителя, - считает Наталия Кузьмина.

Во все времена авторитет поддерживался на уровне государства. В бытность СССР педагог пользовался огромным уважением. Это был образованный, политически подкованный, эрудированный специалист, понимающий психологию ребенка и его родителей. Воспитательная функция педагога возрастет еще и тогда, когда у него станет больше времени для общения с ребенком с его родителями, добавляет Кузьмина. Сегодня, к сожалению, львиная доля времени уходит на заполнение всевозможных отчетов, формуляров.

Разговоры о важном

Коснулись эксперты и вопросов идеологии от которой государство отказалось 30 лет назад. Между тем, она является фундаментом государства. И если по каким-то причинам идеология рушится, то ей на смену придут чуждые ценности и существование государства будет под угрозой. Русский народ испытал это не себе - в девяностые была принята Конституция, написанная под диктовку Госдепа США. Наша страна жила по чужим методичкам и лекалам. СВО показала, к чему привел отказ от этого государственно значимого вопроса. Введение в российских школах уроков патриотизма - «Разговоров о важном» в 2022 - году назрело, считают эксперты.

Сегодня надо плотно работать с детьми, начиная с дошкольного возраста и вести до студенческой скамьи, воспитывать на конкретных исторических примерах. Необходимо формировать глубокую связь с малой родиной, с Отечеством, то есть, идти от истока, и здесь огромную роль, должна играть школа. Ведь большую часть своей жизни ребенок проводит в ее стенах и патриотизм в немалой степени формируется у подрастающего поколения именно в школе и школой. Главной миссией школы сегодня должно стать формирование поколений образованных, высоконравственных молодых людей, наделенных чувством ответственности за свой город, за свою страну и осознающих свою идентичность, - подчеркивает директор Мультимедийного исторического парка «Россия - моя история» Виталий Малыхин.

«Разговоры о важном» являет собой еженедельный идеологический курс, направленный на формирование социально зрелой личности, воспитание патриота, гражданина, семьянина, труженика. Актуальность идеологического воспитания отметили все участники дискуссии. Однако здесь очень важно не «перекормить» школьников этой самой идеологией.

На мой взгляд сегодня в воспитательном и образовательном процессе главное не перегнуть в идеологическом плане. Идеология, которая также введена в образовательный процесс не должна превалировать в школе, в ином случае мы можем получить совершенно иной результат нежели ожидаем. «Разговоры о важном», безусловно, нужны сегодня, если брать во внимание ситуацию в стране и проведение специальной военной операции, - выразил свою точку зрения преподаватель ОБЖ лицея №1, победитель регионального этапа Всероссийских конкурсов профессионального мастерства в сфере образования «Педагог года Югры – 2023» Валерий Ямбарцев.

Вернуть утраченное

В заключение участники дискуссии отметили, что наставничество, как один из элементов воспитания и обучения молодых специалистов, в последние 30 лет фактически утрачено. Даже если молодой специалист будет закреплен за наставником, не всегда последний заинтересован тратить время на обучение и повышения профмастерства молодого работника. Сегодня стало очевидным, что наставничество необходимо возродить. По мнению экспертов, сделать это можно опираясь, опять же на советский опыт, разумеется с учетом современных реалий. К примеру, раньше на производстве наставники получали надбавку, на эту роль выбирали и назначали самых опытных, пользующихся большим авторитетом в коллективе специалистов. Что мешает сегодня внедрить этот опыт на практике? Да в принципе, ничего! А результат не заставит себя ждать, считают эксперты. Тем более, что в прошлом, эта форма профессионального обучения, имеющая «обратную связь» уже доказала свою эффективность.

Правительством автономного округа уже утвержден план мероприятий по проведению в 2023 году в регионе Года педагога и наставника и особый акцент в нем сделан именно на наставничестве.

Ранее мы писали, что впервые в этом году в Нижневартовске пройдет городской конкурс среди наставников.


Автор(ы) текста:
Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале
Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.
Комментарии
Комментариев пока нет, вы можете стать первым, кто прокомментирует новость.
Пожалуйста, заполните все поля

Ваш комментарий успешно отправлен и будет опубликован после проверки.
Спасибо за ваше мнение!

Написать еще

Также читайте

онлайн подписка

подробнее

Не пропустите важное - в телеграм!

Подписаться