Погода:
Ясно -1° – 0°
Дождь +2°
Облачно +2°
16+
Радио-Югра | Нижневартовск 105.9
Загрузка проигрывателя…
98.4730 91.3124 82.96
02 : 38 07 мая 2024
/ Надежда Васильева: Удивило, что здесь много берез

Надежда Васильева: Удивило, что здесь много берез

Директором театра юного зрителя делится первыми впечатлениями о городе и рассказывает о своем видении творчества

19 июля 2023, 18:30
2034
-

Надежда Васильева возглавила Нижневартовский ТЮЗ месяц назад. А до этого семь лет руководила Алтайским государственным театром кукол сказка в Барнауле, пережила с ним самое настоящее возрождение. Нынешней весной коллектив получил Национальную театральную премию «Золотая маска» за спектакль «Паша» (режиссер Алесандр Янушкевич, художник Антон Болкунов). Об этом мы тоже обязательно расскажем. Назначение в Нижневартовск пришлось на межсезонье: театр в отпуске, а новый руководитель постепенно входит в курс дел. С этой «технической» процедуры мы и начали наш разговор.

- Примерно понятно, как в театр приходит новый режиссер: знакомится с труппой, изучает репертуарную политику, смотрит возможности цехов. Как процесс вхождения в должность проходит у нового директора?

- Примерно все то же самое. Только директор еще знакомится с работой режиссера. Уточняет, как определенные вопросы решаются, как формируется государственное задание, как выстраивается работа, например, с доступной средой.

- Вы руководили барнаульской «Сказкой» семь лет. Ощущаете, что сейчас у вас другой театр?

- Ощущаю, что новый коллектив, задачи, вершины, которые хочется покорять. Появился новый интерес. Из «Сказки» я ушла, потому что мне стало скучно, я перестала расти.

- «Золотую маску» взяли – можно уходить…

- Это так получилось. А вообще я пришла в театр, который был на окраине города, в ДК Моторостроителей арендовал маленький зальчик. Играли по одному спектаклю в субботу и в воскресенье. Многие жители думали, что театра кукол уже нет, что он умер. Мы там отработали год, потом переехали в кинотеатр, переделали площадку. Потом обратились в СМИ, обратились к предпринимателям. Просили не денег, а выстраивали взаимодействие. Например, компания, который развозит воду, развозила и наши листовки.

Когда я пришла в театр, там был репертуар только для дошколят. Я придумала театр на подушках. Сейчас на эти спектакли билеты не купить. Мы стали играть спектакли среди недели. Мне говорили, что никто не пойдет. Идут. Мы сделали спектакль для зрителей до двух лет «Молоко». Тоже говорили, что это не театр, но сейчас билетов тоже не достать, все раскупают заранее. Сделали спектакли для старшеклассников, для взрослых. Репертуар сейчас обширный, есть из чего выбрать. Многие лучшие режиссеры поработали в «Сказке». Учредили и провели два фестиваля.

- Почему наш ТЮЗ для вас новая вершина?

- В куклах я для себя все поняла. А ТЮЗ – это разговор с подростками и молодежью, можно затрагивать важные темы. Конечно, мы не будем отказываться от кукольных спектаклей. Это первый этап знакомства детей с театром. Тем более, можно использовать все параллельно. Театр очень синтетическое искусство.

- «Русалочка» будет кукольный спектакль?

- Нет, драматический.

- Новых кукольных спектаклей больше не будет?

- Как пойдет. Пока не готова сказать. Для малышей, наверное, лучше делать с куклами.

- Что еще в репертуарном плане?

- Сейчас работаем над выпуском «Русалочки» (режиссер Варвара Шмелева). 16 сентября премьера, билеты уже продаются, приходите. Для ребятишек начальной школы наш главный режиссер Василий Остривной делает спектакль «Клочки по закоулочкам», в ноябре его выпустит.

- Гастроли, фестивали?

- Большие обменные гастроли у нас будут с Новокузнецким театром в октябре. Пришло приглашение на участие со спектаклем ««Роман и Юлька» во II Всероссийском молодежном театральном фестивале-форуме «ХУДСОВЕТ», который проходит в Саранске.

- ТЮЗ по-прежнему будет работать с приглашенными режиссерами? Планируете ли более широко использовать собственный потенциал? Ведь в театре есть три постановщика: Василий Остривной, Ксения Калинина и Варвара Шмелева.

- Я считаю, что театр должен быть разный, а у каждого режиссера свой узнаваемый почерк. Редкий режиссер не повторяется. Это, например, Александр Янушкевич, со спектаклем которого мы получили «Золотую маску». Но таких режиссеров мало. Чаще видишь название в афише и постановщика, и понимаешь, как это будет выглядеть. Я за разных режиссеров. При всем при том, что наш театр имеет трех режиссеров, свежая кровь необходима. Это и для актеров важно и интересно. Каждый режиссер привносит что-то свое. Вот, например, у Сергея Пантыкина на «Ревизоре» был длинный застольный период: он четыре дня с актерами разбирал пьесу, что очень важно для актеров. Это и для зрителей полезно, пусть они разницу с первого взгляда и не замечают.

- Когда вы сюда впервые попали?

- На «Эхо БДФ» (фестиваль проходил в Нижневартовске в марте 2023 года – прим. автора). А в Югре я впервые была примерно 6 лет назад. Тогда только появился федеральный проект «Большие гастроли», и мы подали заявку с Ханты-Мансийским театром кукол на обменные. И мы, и они тогда работали в приспособленных кинотеатрах, и у нас были соотносимые форматы спектаклей, что очень удобно. Нашу заявку согласовали. Когда начали собираться, увидели, что очень большие затраты. И решили, что раз уж едем так далеко и дорого, попутно захватить Сургут и Нягань. У нас тогда был спектакль «Черная курица» по Антонию Погорельскому со штоковыми марионетками. И вот он имел успех.

- Как вам показался Нижневартовск?

- Хороший театр, большое здание, четыре площадки. Это очень круто. Ресурс огромный. Труппа хорошая. Режиссера аж три. Я тогда не знала, что приеду сюда работать. Предложение поступило позже.

С театром мы были знакомы и раньше. Они к нам два раза приезжали на фестиваль «Зазеркалье». В первый раз, кстати, взяли приз за лучшую режиссерскую работу (спектакль «Гуси-лебеди»). Вон статуэтка герольда в шкафу стоит. Мне сразу понравилась труппа: яркие, поющие, пластичные, творчески амбициозные. Было удивительно почему их не видно в театральном пространстве.

Ну а город… Меня поразило, что здесь много берез. Как-то не ассоциировался у меня нефтяной город с березами. А тут все так хорошо. Потом начала знакомиться с магазинами. Думаю, может, там все плохо, потому что, например, на том же Сахалине все в два раза дороже. Но нет, цены приемлемые, показалось, что даже ниже, чем в Новосибирске. Я поняла, что здесь нормальные условия для проживания людей. Я, кстати, узнала, что, когда театр создавался, часть актеров приехала сюда из как раз Барнаула.

Гуляю по вашей набережной замечательной. Барнаул – это первый город, через который протекает Обь, но там набережная всего километр. А здесь огромная. Это дополнительные возможности для проектов. Можно сделать театрализованную экскурсию, например. Сам бог велел. Людям сейчас это очень интересно. Это развитие и, опять же, коммуникация.

- В чем задачи театра сейчас?

- Закрывать определенные социальные ниши в городе и округе. И, конечно, театр – это про творчество. Расти, делать интересные проекты. Есть же зрители, у которых потребность смотреть не только спектакли в классической постановке, им хочется большего, интересного, экспериментального.

Можно хорошо работать в регионе, но тебя не будут знать в стране. Таких театров очень много. Нужно ездить по фестивалям, чтобы других посмотреть и себя показать. Один из основных критериев успешности – приглашение на фестивали. А для этого нужно иметь интересные спектакли. Нужно развиваться в разных направлениях.

- У театра большое госзадание. Как намерены с ним справляться?

- Здесь мы не обойдемся без тесного взаимодействия с образовательными учреждениями города. Нам бы хотелось донести до педагогов, что театр сегодня может стать важным помощником учреждений образования, что мы им в помощь. Мы можем делать интересные проекты и для дошколят, и для старших школьников. Главное, историю рассказать умело, профессионально. Приглашать интересных режиссеров, брать интересный актуальный материал. Дети в него с удовольствием погружаются. Соответственно театр должен понимать, что нужно сегодня детсадовцу, школьнику, студентам, на какие важные темы можно поговорить. Из-за гаджетов у нас не остается времени на общение, но у детей есть это желание общаться. Мы им можем в этом помочь.

Практически у каждого театра есть околотеатральные проекты: читки, обсуждения, экскурсии. Люди идут, потому что им это нужно. Педагоги сейчас очень загружены. Мы можем им помочь, если будем слышать их потребности.

Например, в этом году страна отмечает юбилей А. Н. Островского. Мы же можем с театральными уроками выходить в школы. А потом школа приходит к нам, знакомится с необычными театральными профессиями. Их же у нас много: бутафоры, костюмеры, гримеры. Создание кукол - это же волшебство. Это всем интересно.

Конечно, хорошо, что у нас в госзадании прописаны мероприятия для социальных групп, то есть это определенное количество спектаклей, на которые мы можем пригласить многодетные семьи, детей-сирот, инвалидов на бесплатной осове. Это очень важно и нужно.

- Какие проекты у вас намечены с окружным департаментом культуры?

- Один из первых – это крауд-проект «Югра культурная». У жителей Югры есть уникальная возможность в формате открытого диалога рассказать, что бы они хотели изменить или улучшить. И вот по Нижневартовску есть одно предложение в части культуры. Житель рассказал о проблеме слабого освещения культурной жизни в Нижневартовске. А без включения СМИ действительно нельзя решить задачу по формированию культурной среды. Если ставить такую задачу, то найдутся соратники, и органы власти пойдут навстречу. Нужен единый информационный портал, который будет собирать и публиковать анонсы о культурных событиях города. Хотя бы 5 минут раз в неделю о них рассказывать в местных печатных, телерадиоканалах. В Нижневартовске в рамках крауд-проекта это можно сделать. В Барнауле у нас получилось. Органам власти мы предложили сделать эту историю. Ведь люди порой и не знают, что происходит в городе. Такой портал был бы им в помощь, они бы знали куда пойти с детьми в выходные.

- Какая у вас ближайшая задача?

- Понять темпо-ритм театра, чтобы не навредить ему, а потом уже выстраивать векторы работы.

Ранее мы рассказывали, что в Нижневартовске на языке огня покажут легенду о Ермаке.

Теги статьи:
Автор(ы) текста:
Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале
Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.
Комментарии
Комментариев пока нет, вы можете стать первым, кто прокомментирует новость.
Пожалуйста, заполните все поля

Ваш комментарий успешно отправлен и будет опубликован после проверки.
Спасибо за ваше мнение!

Написать еще

Также читайте

онлайн подписка

подробнее

Не пропустите важное - в телеграм!

Подписаться