Старшеклассники Югры будут изучать историю по новому пособию
В стране ввели единый государственный учебник
О подготовке нового учебника было известно давно. Но новость о его готовности вызвала много пересудов. По мнению экспертов, главная цель критики формирование негативного отношения к нему. Эмоциональные высказывания критиков главным образом отражают неприятие самой концепции введения единого государственного учебного пособия. Что касается претензий «по существу», то их крайне мало, и они нужны только для того, чтобы затушевать главные – идеологические – претензии, отмечает член Научного совета РВИО и авторского коллектива единого госучебника по истории Юрий Никифоров в своей статье.
Сам факт создания и внедрения в систему образования нового учебника интерпретируется как принуждение к единомыслию, «навязывание молодым поколениям единственно возможного взгляда на историю»; «отныне мыслить нужно только по канону». И, конечно, отвергается или ставится под сомнение необходимость включения в учебник материалов, отражающих позицию России по актуальным событиям современности: расширению НАТО на восток, причинам обострения отношений России с США, обстоятельствам возникновения Гражданской войны на территории Украины и начала Специальной военной операции, и др. Соответствующий раздел учебника объявляется имеющим исключительно «пропагандистский характер», «где собраны все пропагандистские штуки»; «создается однобокое представление со стороны российской пропаганды».
Между тем учебники по «Истории России» и «Всеобщей истории» составляют единый Учебно-методический комплекс. Авторами новых учебников успешно реализована идея о синхронизации курсов отечественной и мировой истории в рамках единого школьного предмета «История». Соответственно, обе книги единого учебника («История России» и «Всеобщая история») дополняют друг друга как с научно-исторической, так и с учебно-методической точки зрения.
В учебнике есть методический аппарат (вопросов и заданий для самостоятельной работы, ссылок на дополнительные ресурсы и источники информации), – а именно эта составляющая ответственна за решение задач по формированию познавательной самостоятельности школьников, выработке навыков критического мышления.
Обличаемый образовательный «канон» в области истории задается вовсе не авторами конкретного учебника, а документами, имеющими для государственных образовательных учреждений нормативно-правовой характер. В частности, утвержденной в 2020 г. Коллегией Министерства просвещения России Концепцией преподавания учебного курса «История России» и Историко-культурным стандартом как ее составной частью.
Претензий много. Но считать их сколько-нибудь добросовестными нельзя, говорят авторы. Учитывая, что они рассчитаны главным образом на некомпетентную аудиторию и излагаются в надрывно-эмоциональном ключе, их единственное назначение – служить инструментом психо-эмоционального воздействия на граждан России, формирование негативного отношения к учебнику и – опосредованно – к образовательной политике Российского государства. Ну а объективную оценку новому госучебнику могут дать педагоги в процессе работы.
,