В этом году Нижневартовскому газоперерабатывающему заводу исполняется 50 лет
Юбилейная дата – это всегда повод взглянуть по-иному на повседневное
Нижневартовскому ГПЗ - 50 лет. За эти годы были взлеты и падения. Но переворачивая очередную страницу истории, газопереработчики не отворачиваются от прошлого – они опираются на него в настоящем и берут опыт для будущего. Ведь именно газоперерабатывающая отрасль, признаем, – удивительна, где большое неотделимо от малого, не сочетаемое сливается воедино, а несопоставимое выстраивается в одну технологическую цепь.
Богатство Сибири
Причиной появления Нижневартовского газоперерабатывающего завода послужила интенсификация разработки газонефтяных месторождений Среднего Приобья. Растущие объемы попутного газа нуждались в подготовке, переработке и транспортировке в отдаленные регионы СССР топливного газа и продуктов его переработки.
Как итог, в далеком 1974 году состоялся пуск Нижневартовского ГПЗ – филиала «СибурТюменьГаз».
Именно поэтому сегодня мы открываем цикл материалов, посвященных юбилею заводу. В них будет все, что так дорого людям, связавшим свою судьбу с газопереработкой.
Общались на языке жестов
Рафкату Гафуровичу Батталову в июне исполнится 67 лет. Сейчас он живет в городе Абинск Краснодарского края.
- Я пришел на завод в 1979 году машинистом технологических компрессоров 5 разряда, тогда как раз строилась четвертая очередь завода. Работали без выходных, но с азартом! Компрессора у нас были японского производства, помню, как их запускали в работу. Консультировали нас тогда японцы и американцы, - вспоминает Рафкат Гафурович.
- Как же общались? Переводчик помогал?
- Может быть они были, но мы и так справлялись. Язык жестов помогал, - смеется наш герой. – Американцы частично занимались пуско-наладочными работами, японцы консультировали по оборудованию, некоторые из них немного говорили по-русски. Помню, что их очень удивляло присутствие женщин на производстве. Они говорили, что их быть не должно, даже в качестве уборщиц. А вы сами подумайте, разве можно подобное сказать нашим женщинам? Мало потом точно не покажется. У нас девчата боевые и специалисты классные!
После обучения Батталов получил 6 разряд (самый высший) машиниста технологических компрессоров. В его подчинении оказалось 7 операторов и 2 машиниста.
- В первое время после пуска завода четвертой очереди в одну смену работало чуть больше 20 человек. А наши иностранные друзья, говорили, что у них такого нет – максимум 5-6 инженеров. Мы сразу сказали: дайте нам немного времени – освоим науку, а наши производственники быстро учатся, и у нас так будет. И ведь точно: спустя некоторое время, так и стало, - говорит Рафкат Гафурович.
За 38 лет на заводе он побывал на разных позициях- начальником установки, после в снабжении. После реорганизации – механиком, на этой должности работал до 2015 года, хотя пенсию получал с 2007 года. Сейчас живет в Краснодарском крае, но его дети в Нижневартовске. Сын Рустам, кстати, трудится на Нижневартовском газоперерабатывающем заводе.
- Работает старшим машинистом, в механики не захотел. Я его, кстати, и учил. Скучаю ли по родному заводу? Да. Когда уходил, говорил: «Зовите, если что на консультации. Я готов». Скучаю и по сбору грибов, ягод. Завод – это свой мир, не похожий ни на какой другой, - отмечает наш собеседник.
Театр начинается с вешалки, а завод?
«Театр начинается с вешалки». Найдется ли кто-нибудь, кто не слышал этой крылатой фразы? Она родилась из письма режиссера и основателя Московского Художественного театра Константина Станиславского. Он сообщал гардеробщикам: «Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра».
- А вот вы знаете, с чего начинается завод? Сообщаю – с отдела кадров! – сообщила нам Наталья Васильевна Бунчужная, которая долгое время работала кадровиком на заводе.
После завершения обучения Омского политехнического института ее распределили в Нижневартовск. Ее отец уже работал в газопереработке – строил Белозерный ГПЗ.
- Я приехала в 1985 году и осталась на 30 лет. Работала и специалистом, и начальником. Первое время нас было всего три кадровика. Когда производство стало расширяться, выросла и наша служба. Но что хочу сказать – кадры всегда на 1 месте. Ведь именно от нас зависит, кто придет на работу. Отбор был жесткий даже в непростые 80 и 90 годы. На производстве у нас безопасность превыше всего и начальство это хорошо понимало. В первое время, мы как служба безопасности проверяли будущих специалистов. Организовали собеседования, которые проводили производственники, чтобы понять квалификацию претендентов. Это только непрофессионалу кажется, что кадры – это скучная и монотонная работа, - говорит Наталья Васильевна.
У нее, к слову, и немало наград. Одна из самых дорогих – отраслевая – Почетная грамота Министерства энергетики РФ.
Завод – большая семья
Олег Михайлович Гриценко пришел на завод в далеком 1976 году, а на пенсию ушел спустя ровно сорок лет работы на производстве в 2016 году.
- Начинал оператором. Даже был председателем профкома, инженером. Дружно мы все жили. Завод – это, как одна большая семья. Чтобы понять, прочувствовать атмосферу, надо находиться здесь. На заводе сейчас работает и мой сын. В этот юбилейный год хочу пожелать ему, и все сотрудникам – стабильности и ярких взлетов, - говорит Гриценко.
За полувековую историю завода поменялось многое: инструменты, оборудование, технологии. Одно осталось неизменным – главное – это люди.
И сегодня нет сомнений в том, что специалисты, пришедшие на смену ветеранам производства, впишут в историю ГПЗ немало ярких событий.
Ранее мы писали, что югорчане могут получить пособие на юбилей свадьбы.