Интерес аудитории к фейкам про СВО в России сперва спал, а потом вырос
При этом количество дезинформационного шума осталось на том же уровне
Самым популярным фейком 2024 года в регионе стал инфоповод про то, как «Житель Югры обнаружил в банке с маринованными огурцами из магазина мёртвую лягушку». Всего же в средствах массовой коммуникации округа зафиксировано 80 фейков.
Как отмечают эксперты, на сегодняшний день 64% жителей России сталкиваются с недостоверной информацией в интернете хотя бы раз в неделю. При этом количество людей, осведомленных о фактчекинге, растет. Данными поделился генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак в рамках пресс-конференции «Противодействие фейкам в 2024 году» в ТАСС.
46% респондентов знают или что-то слышали о фактчекинге. 18% знают, но это знание зачастую поверхностное. Аудитория преувеличивает собственные способности к анализу информации. При этом 45% опрошенных считают, что имеющихся мер противодействия дезинформации недостаточно. Основной запрос — это запрос на привлечение лиц, распространяющих фейки, к ответственности и блокировку источников. Однако его зачастую трудно удовлетворить, — рассказал генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак.
Положительная динамика отмечается в снижении копий фейков на просторах Рунета. При этом уникальное количество дезинформационных материалов остается на сопоставимом уровне. Владимир Табак отметил, что до 6 августа 2024 года было отмечено снижение фейков, связанных с темой СВО. С января по март средняя доля просмотров недостоверных новостей в этой категории составляла 69%. В июле количество просмотров упало до 35%, однако атака на Курскую область спровоцировала резкий скачек роста, после чего просмотры подобного контента и достигли 81%.
«Мы предполагали, что к концу года будет порядка 15 млн копий фейков. Сейчас мы прогнозируем, что их будет около 8 млн. Уникальных фейков сегодня примерно столько же, сколько их было в прошлом году. При этом мы наблюдаем снижение интереса аудитории к СВО-повестке и усталости от информационного шума, который начал фиксироваться еще в 2023 году. Кроме того, мы видим, что фейки становятся более региональными. Если в начале СВО они распространялись на федеральном уровне, то сейчас мы наблюдаем смещение в сторону конкретных регионов и ситуаций, связанных с конкретными людьми», — объяснил Владимир Табак.
Сегодня фейки являются одним из главных оружий в информационной войне. В опровержении дезинформации, которая распространяется оппонентами в рамках информационных атак, в нашей стране приводится доказательная база. При этом украинская сторона к таким инструментам не прибегает, отметил политтехнолог, доброволец на СВО Платон Маматов. Кроме того, большая часть подобных фейков — короткоживущие, добавил эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин. Особенность такой дезинформации состоит в том, что она призвана «затапливать» информационное пространство противника за счёт своего количества, объяснил эксперт.
Ранее мы рассказывали, как югорчане могут подключиться к борьбе с фейками.