16+
Радио-Югра | Нижневартовск 105.9
Загрузка проигрывателя…
102.0390 91.6712 73.70
16 : 18 19 сентября 2024
/ Почему плакал Печорин?

Почему плакал Печорин?

В Нижневартовском ТЮЗе прошла премьера спектакля по легендарному роману Лермонтова

Автор фото:
вчера, 11:30
226
-

Из всего «Героя нашего времени» московский режиссер Олег Лабозин (ранее он ставил в театре спектакль «Роман и Юлька») выбрал самую большую повесть «княжна Мери», однако для инсценировки существенно ее сократил, отказавшись от части смыслов. Спектакль идет около часа, чуть больше, чем стандартный школьный урок.

Здесь многое как на уроке. Начинает его «учитель» Печорин, представляясь и здороваясь со зрителями. Потом, как в школе, их знакомят с действующими лицами (имена написаны маркером на стульях) и предваряют действо эпиграфом. Хребты Кавказа на заднем плане превращаются в школьную доску, на которой герои мелом пишут даты, ключевые слова и даже дорисовывают детали костюмов. Для этой же цели служит трансформируемый подиум, который превращается то в источник минеральных вод, то в грот, то в скамейки. Когда его стремительно вращают, а прожекторы (художник по свету Алена Садова) выхватывают надписи, кажется, что кто-то быстро пролистывает страницы печоринского дневника.

Название «Печорин. Дневник» можно читать по-разному. То ли это осмысление записей из журнала (именно так у Лермонтова), то ли сам герой – дневник свой жизни. Это интересно решено в костюмах. На рубашке Печорина, платьях Мери и Веры можно увидеть лермонтовские строчки. Их сложно, почти невозможно прочитать, но образ формируется. Тем более, что подобные строки мы видим на декорациях, заднике и боковых стенах, благодаря световым проекциям.

IMG_7490.jpg

Решение сценографа Любови Подгорбунской бесспорно. Изначально кажется, что ее мир делится на черную и белую составляющие. Но это только на первый взгляд. Черное и белое постоянно перекрываются и смешиваются. Ничего однозначного нет. И быть не может.

Печорин – один из самых «вязких» героев русской классики. Разобраться в нем непросто, как и в самом Лермонтове. Наверное, и взрослые зрители сейчас вздрогнут, вспомнив темы школьных сочинений. Не всякого убедишь, что это действительно интересно. Олег Лабозин объективно выбрал способ упрощения. В час печоринский мир даже одной повести не вместить.

Печорину в исполнении Ильи Марченко не скучно и не грустно. Он не страдает меланхолией. В спектакль он входит бодрым молодым человеком: восхищается природой, отжимается от пола и выполняет упражнения на координацию, предложенные доктором Вернером (очень точная, без излишеств работа Анатолия Нестерова). Кажется, что парень в своей тарелке. И только объятия Грушницкого с отрывом от земли напоминают, что по суше Печорин ходит не твердо.

Роль Грушницкого предсказуемого досталась Евгению Мурадяну. Режиссер не стал выбирать актера на сопротивление и в чем-то выиграл. Первые партии Мурадян ведет стройно. И беглец, презирающий свет, и несчастный влюбленный удаются ему вполне. Но в сценах, где приходится докапываться до более глубоких пластов души персонажа, все сложнее. Вопросы офицерской чести, предательства, достоинства перед лицом смерти никогда простыми для исполнителя не будут, их в принципе не дать в облегченной трактовке. Это как раз та ситуация, когда нет черного и белого, а дело в оттенках. Грушницкого еще нужно поискать, как оправдывать. И это сложная задача: она не всем большим мастерам давалась.

Женские персонажи получились более цельными. В двух составах спектакля две совершенно разные княжны Мери. Екатерина Карполь (это ее первая главная роль на сцене ТЮЗа) играет милую ветреную вздорную девчонку, которой, в общем-то, и любить еще рано, что делает ее историю взаимоотношений с Печориным понятной до предела. Ксения Ермакова, напротив, роковая красавица, которой есть, что скрывать от матушки и которая много чему могла бы научиться у главного героя. Но такая женщина может поразить Грушницкого, не Печорина.

1.jpg

Что может поразить Печорина и чего он хочет? Обычно режиссеры «Героя» ищут подспорье в поэзии Лермонтова. Но если у Анатолия Эфроса Олег Даль (самый лучший, по-моему, Печорин) читал «И скучно, и грустно», то Олег Лабозин предложил Илье Марченко стихотворение «Парус». Но вот бури ли хочет герой его спектакля?

Когда Печорин вместе с Вернером умиротворенно смотрит в окно (здесь удачно использовали витринные окна ТК «Мандарин», где по-прежнему квартирует театр: актеры просто сдвигают темную одежду сцены и смотрят на улицу), кажется, что покоя он хочет обычного, без бури. Да и от дуэли желает всеми силами уйти. Поединок не становится кульминацией тюзовской постановки. Она медленно сползает к концовке, когда Печорин читает записку Веры, и разрешается его рыданиями, оставляя спектакль почти без финала.

Любовь Печорина и Веры не перспективна и в повести. В спектакле она герметична, безвыходна вдвойне. Помните формулировку из курса алгебры – уравнение не имеет решения? Это действительно попытка уравнения – встреча двух равновеликих фигур, которые многого хотят от жизни. Веру играет ведущая актриса ТЮЗа Екатерина Григорьева (другой состав – Анастасия Мебус, но я спектакля с ней не видел). Максимум чувств при минимуме средств. Светской, тем более замужней, даме не пристало выражать эмоции, поэтому все чувства, вся боль и безнадежность кипят глубоко, а сердце неистово бьется под черно-белым платьем. Голос спокойный, фразы чеканные. 

Страсти можно выразить только на тайном свидании, но сцены в гроте и в комнате Веры лаконичны. С цензом 12+ сложно создать желаемое состояние, хотя обнаженные руки, поднятые вверх из-за стульев, и соприкасающиеся ладони выглядят очень выразительно. Здесь вновь вредит сокращение текста, которое искажает часть смысла в той же сцене расставания. Но это, в общем, право режиссера. И в такой трактовке Вера выглядит циничной и расчетливой эгоисткой, большей, чем сам Печорин (у Лермонтова все же иные акценты).

Этот спектакль стоит смотреть школьникам, для которых его собственно и поставили, чтобы иметь представление о содержании повести. Тем же, кто желает погрузиться в глубины лермонтовского психологизма (а «Герой нашего времени» первый русский психологический роман), придется делать это самостоятельно, вооружившись текстом.

В самом конце спектакля зрителю сообщают, что, возвращаясь из Персии, Печорин умер. С этой информации в романе начинается публикация дневника героя. Ранее только повести «Бэла» и «Максим Максимыч». Собственно смерть, исходная точка, развязывает автору руки и позволяет сделать публикацию. Здесь она вынесена в финал. Зачем?

Этой важной для Лермонтова темы, создатели глубоко не коснулись, а апогеем спектакля стал разрыв с любимой женщиной. Но стоит ли он сам по себе слез героя? Они понятны у Лермонтова (там «за плечами повести» весь роман и конфликт героя с миром). Но о чем плачет Печорин в спектакле?

Ранее мы рассказывали, что вартовчан приглашают озвучить аудиокнигу в библиотеке.


Автор(ы) текста:
Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале
Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.
Комментарии
Комментариев пока нет, вы можете стать первым, кто прокомментирует новость.
Пожалуйста, заполните все поля

Ваш комментарий успешно отправлен и будет опубликован после проверки.
Спасибо за ваше мнение!

Написать еще

Также читайте

онлайн подписка

подробнее

Не пропустите важное - в телеграм!

Подписаться