Паллиативная помощь в Нижневартовске поддерживает семьи неизлечимо больных пациентов
Если пациента нельзя вылечить, это не значит, что для него ничего нельзя сделать
Забота о болеющем близком в конце его жизни, переживание утраты касаются почти каждого, но часто происходят за закрытыми дверями. Мы можем даже не знать, что у друга прямо сейчас тяжело болен родственник. О том, что мы не бессмертны, что болезнь иногда «выигрывает», что, ухаживая за больным, можно выгореть дотла, говорить как-то не принято.
Мы собрали базовый материал о паллиативной помощи, чтобы показать: после слов врача «уже не вылечить» жизнь - есть. И есть профессиональная помощь.
«Все сама» - не обязательно
Что такое гемморагический инсульт, в семье Шарыповых узнали семь лет назад, когда отца семейства Игоря Сергеевича увезли в больницу прямо с работы. Через полгода новое открытие - здесь снаряд может два раза попадать в одну воронку. Второй апоплексический удар (как раньше называли это заболевание) случился в тюменском санатории во время реабилитации.
После этого случая мужчине присвоили I группу инвалидности. У него парализовало всю левую сторону, он стал лежачим больным. Врачи, вспоминает Ирина Николаевна, жена Игоря Сергеевича, сказали, что жить пациент будет, но ходить - нет.
За эти годы сложился распорядок дня: утром она кормит мужа, днем, благо работа недалеко, прибегает домой на обед. Затем из школы возвращается сын. А вечером вся семья собирается вместе.Он в ясном сознании: все понимает, всех узнает, знает, чем болеет. Он очень спокойный человек, - говорит Ирина Николаевна.
Все шло по накатанной до прошлого лета. В августе мужчина пережил третий инсульт - на этот раз ишемический. Пролежал в реанимации весь месяц и большую часть сентября. После выписки, продолжает рассказ Ирина Николаевна, очень ослаб, ладно, хоть прежняя функциональность сохранилась.
Из больницы мужчина вернулся с пролежнями, обессиленный, с серьезным ухудшением самочувствия. Вот тогда-то семье предложили паллиативную помощь. Она облегчила жизнь пациенту и родным.
Как правильно бороться с пролежнями, научил приехавший с бригадой хирург: показал, как промывать, делать повязки. Специалисты паллиативной службы оставили специальные пластыри - они пригодятся, когда раны подживут.Нам привезли кислородный концентратор, научили им пользоваться. Мы его подключаем и два раза в день муж дышит. Когда ему стало полегче, я предложила вернуть, может, оборудование нужнее кому-то другому. Сказали: нет, пусть будет, у нас все есть в наличии и для других людей, - вспоминает Ирина Николаевна.
«Спрашивали, может быть, еще что-нибудь требуется, например, особая ванна или что-то еще. Но его за эти годы уже обеспечили всем необходимым», - пояснила женщина.
Теперь медики заглядывают к пациенту раз в неделю. Каждый день звонят справиться о его состоянии. И всегда по телефону могут проконсультировать жену по любым возникающим вопросам. Ирина Николаевна поняла, что «все сама» - не обязательная ситуация. Она увидела, что паллиативная помощь - это подход, который улучшает качество жизни тех, кто столкнулся с опасным для жизни заболеванием: детей, взрослых и их близких. Он включает не только медицинские манипуляции и уход, но и психологическую, социальную, даже духовную поддержку. Это как бы помощь на 360 градусов: обнаружить и убрать боль, смягчить проявления заболевания, по-человечески поддержать и во всем этом учесть индивидуальность человека.
Миссия патронажного паллиатива
Вокруг паллиативной помощи (как и вокруг всего неизвестного и пугающего) сложилось много мифов. Например, о том, что она полагается только людям с онкологическим заболеванием в терминальной стадии. Это не так, хотя, действительно, процент онкопациентов среди всех, кто получает паллиативную помощь, довольно большой. Скажем, в отделении выездной патронажной паллиативной медицинской помощи Нижневартовской городской поликлиники из 129 сегодняшних подопечных таких - порядка 80 процентов.
Но паллиативная помощь, по словам зав отделением, врача-терапевта Айнур Бинятовой, показана при любом неизлечимом, прогрессирующем и угрожающем жизни заболевании или состоянии: при рассеянном склерозе, деменции, ВИЧ/СПИД, боковом амиотрофическом склерозе (БАС), различных генетических заболеваниях и, конечно, онкологии. В ней нуждаются и люди с тяжелыми последствиями инсульта или травм.
В этом высказывании - суть миссии патронажной паллиативной помощи. Как поясняет зав отделением, ее служба - не про экстренные или срочные случаи. Все это по ведомству скорой, хотя и здешние врачи окажут посильную помощь. Но в целом работа у медиков плановая. Они занимаются динамическим наблюдением за пациентами, обезболиванием, лечением тех, кто нуждается в респираторной поддержке (сегодня в реестре отделения трое больных на искусственной вентиляции легких и десять - на кислородной поддержке). Кроме того, обеспечивают бесперебойную поставку расходных материалов и необходимого оборудования - тех же аппаратов ИВЛ, например, всех сменных комплектующих к нему, как и к другим устройствам для поддержания жизни. Ну и, конечно, сотрудники службы учат родственников уходу за близким человеком, помогают семье психологически и духовно.В основном, это тяжелые пациенты, которые переведены на симптоматическое лечение. Медицина им уже помочь не может, и мы улучшаем им качество жизни или облегчаем уход из нее, - говорит Айнур Бинятова.
Четырех сотрудников достаточно
Со всеми этими задачами справляются одна выездная бригада: две медсестры и фельдшер. Всего же в отделении кроме них - сама заведующая и провизор-технолог, на котором вся «материальная» часть: заказ через окружной депздрав оборудования и расходников.
Впрочем, четыре человека на почти 130 больных - этого, говорит Айнур Бинятова, вполне достаточно. Сотрудники с каждым знакомятся основательно. А сама она - еще во время выездной врачебной комиссии, которая собирается по рекомендации участкового врача для осмотра пациента и признания его нуждающимся в паллиативной помощи.
Далее, говорит она, сотрудники патронажа навещают подопечных по графику, стараясь заглядывать не реже раза в неделю, а в остальные дни - справляясь о самочувствии по телефону. В случаях, когда пациентам нужна их помощь (например, из-за образования пролежней), приезжают на вызов родных.После вынесения положительного вердикта наша бригада выезжает к пациенту. Там мы осматриваемся, знакомимся с родственниками и подробно, детально разбираем состояние больного, обучаем семью всему необходимому. Если это лежачий пациент, мы выдаем памятки по уходу. В них описывается, что нужно каждые два часа переворачивать человека во избежание пролежней. Объясняем, как его кормить, мыть, умывать. Рассказываем, как человек может позвать родных, если не в силах говорить: с помощью колокольчика или того же стакана с ложечкой. Проговариваются все самые мельчайшие моменты, - поясняет Айнут Бинятова.
«Выезжает бригада, обрабатываем на месте, при этом просим родственников, чтобы смотрели и учились. Мы ведь не круглосуточная служба, прибываем к ним по потребности, но в пределах графика: с 8 до 5 работаю я, а фельдшер с медсестрами - с 8 до 3 в будние дни», - заметила зав отделением.
При необходимости медики помогают больному и ежедневно: обрабатывают раны, делают другие процедуры, ставят уколы. Если нужно - берут кровь на анализы, проводят экспресс-диагностику на грипп или ковид. При показаниях к госпитализации выписывают направление и вызывают скорую. Но при всем этом, повторила Айнур Бинятова, специфика работы отделения остается плановой.
Мы планируем поездки к пациентам. Как правило, они у нас стабильные - стабильно тяжелые. Мы можем в течение дня, если кто-то позвонит с вестью об ухудшении самочувствия, выехать к человеку, осмотреть и принять меры - чтобы не отвлекать участковую службу поликлиники. Но, понимаете, у нас очень мало таких больных, у которых экстренно что-то возникает. Поэтому в основном работаем по графику, - подчеркнула зав отделением.
Ранее мы сообщали, что взрослая поликлиника Нижневартовска создала в WhatsApp чат помощи инвалидам по слуху и зрению.