Погода:
Дождь +21° – +26°
Дождь +15°
Ясно +22°
16+
87.2110 71.8318 72.86
18 : 45 15 июня 2021

Культура

31 октября 2019, 05:34
304
-

Анна Наумова: Эволюция в сальто-мортале

Анна Наумова: Эволюция в сальто-мортале В его афише сразу два спектакля недавней выпускницы РГИСИ Анны Наумовой.  Нижневартовцы, конечно, помнят эту актрису. Ее Эдит Пиаф, поющая на французском и страдающая на русском и по-русски, точно не оставляла никого равнодушным. Название спектакля «Нет, я не жалею ни о чем» Анна, судя по нашему диалогу, вполне может сделать своим творческим девизом.
Несколько лет назад она почти перестала выходить на сцену и взялась за режиссуру. Новую чеховскую дилогию (спектакли «Ведьма» и «Супруга») показали фестивальной публике.
- Это была эволюция в сальто-мортале. Я ушла из актерской профессии, приобрела много других навыков. Жила в Индии, занималась йогой. Жила в столицах, училась, много смотрела, общалась с профессионалами. В итоге пришла к тому, что режиссура меня интересует в большей степени вместе с педагогикой. Это важнее, чем режиссер-постановщик. Вообще, я никогда не думала, что буду режиссером.
- Ты принципиально репетировала два первых спектакля этюдным методом (способ, при котором репетируют не конкретные сцены пьесы, а создают фрагменты спектакля с помощью импровизации актеров и режиссера, когда задаются только предлагаемые обстоятельства; иногда этюд полностью входит в спектакль. - Примеч. автора)?  - Это школа. Я училась в магистратуре у Вениамина Михайловича Фильштинского (ученики В.М. Фильштинского Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Ксения Раппопорт. - Примеч. автора). Он гуру метода Станиславского, этюдного метода. За два года он нас так убедил в эффективности работы этим методом, что мы стали фанатами. Сейчас, занимаясь с ребятами, я сама убеждаюсь, что это хороший инструмент для работы с актером над ролью, над пьесой.
- Ты к Фильштинскому принципиально шла?
- Мне его ученики очень нравились. И я думала, что поступить к нему - это что-то запредельное. Я подала документы, звонила в Питер, но никак не могла узнать, когда собеседование, когда экзамены. В конечном итоге я купила билеты и просто полетела наугад. Оказывается, Вениамин Михайлович уже курс набрал. Но он побеседовал со мной, посмотрел мои работы и взял без экзаменов. Я ему за это благодарна.
- Ты откуда выудила эти чеховские рассказы? Я с творчеством Чехова знаком, но  раньше их не знал.  
- Мы в магистратуре на Чехове много тренировались. Это очень хороший учебный материал. У него в любом рассказе, даже очень маленьком, заложена человеческая драма. «Ведьма» - мой дипломный спектакль. Я со студентами-актерами (Фильштинский параллельно с нами набрал еще и актерский курс) делала композицию. Мы не успевали сделать спектакль. Написать диссертацию и сделать спектакль - невозможный труд. И он нам задачу облегчил, сказал: «Хорошо, делайте композицию». И я с его второкурсниками  делала «Ведьму». Мы ездили в экспедицию на Кондинские озера (западная часть Югры), нашли заброшенную деревню хантов. Это Леонид Андреевич Архипов помог мне организовать. Огромное ему спасибо. Жили в заброшенной избушке, набрали материала, физических ощущений, без которых никуда. В итоге спектакль успела я сделать. Первая моя «Ведьма» вышла там.
- Она совсем другая была?
- Совершенно.
- Здесь ты холодом не мучила актеров?
- Они здесь знают, что такое холод, хотя я ребятам долго не давала делать этюдов. Очень долго мы сидели просто на психотехнике, чтобы они забыли, что они актеры. Нужно было поле вычистить, а потом засеять его физическими ощущениями, воображением и мыслями.
- Что главное в твоих спектаклях? «Мысль семейная» или конфликт мужчины и женщины?
- Вообще это тема любви. Как она проявляется? Это стереотип, что любовь проявляется только тогда, когда она взаимная. Нет.
- «Ведьма» - это про женскую душу, которой хочется цвести, а она увядает?
- Это выбор героини. Она находится в месте, в котором ей комфортно жить. Там она чувствует себя счастливой. Это ее сверхспособности: она чувствует природу, людей. Этого почтальона она же вывела, своей силой от смерти спасла.
- Она действительно ведьма?
- Все женщины ведьмы. Сила природы гораздо больше в нас, чем в мужчинах. У вас логика развита, но то, что можно сделать чувствами, вам не понять. Женщина - это всегда чувство. У кого-то от природы они развиты лучше, как, например, у героини спектакля.
- Но с мужем ей некомфортно.
- Потому что она не знает, что такое мужчина, что такое секс, что такое близость. Она пытается постичь мужа своей интуицией. Но Савелий (артист Виталий Шемяков) очень тяжелый. Почему ему комфортно где-то прятаться? А он прячется. Почти весь спектакль лежит на кровати, под одеялом.
- Ему там комфортно.
- Что происходит с человеком, которого высылают в глушь, в церковь, которую закрывают? Тут можно много искать и находить, за это я люблю Чехова. Он тебе дал историю, а что за этой историей, ты должен выстроить сам. Вот эта девочка… Важно, сколько ей было лет, когда ее выдали замуж? Мы решили, что ей было 14 лет - ребенок, к которому приходит взрослый человек, поломанный судьбой. В тексте этих вещей нет. Есть ночь и приход почтальона, который сбился с дороги. Все. Чехов пишет так про все. Там «до» нет. А это очень важно. Мы ищем сначала «до», без прошлого нет настоящего. Нужно было разработать прошлое, чтобы получились живые люди.
- Мне кажется, что в женском образе вы с актрисой Аленой Михеевой собрали всех  ведьм русской литературы. Там и Пушкин, и Гоголь, и немого Блока, а в конце и вовсе фольклорные мотивы, русские, хантыйские.
- Это вселенская, мифическая женщина. У нее такая судьба. На самом деле по нашему замыслу данная ситуация происходит не в реальности. Почему там потом повторяется начало и герои говорят одни и те же слова? Ситуация лежит в разных плоскостях и происходит снова и снова. Они застряли между мирами. И почтальон тоже блуждает между мирами. Борис Шаханин пока не может выйти на этот уровень условности. Нужно, чтобы было понятно, что этот персонаж из другого времени. И потом у него должна поменяться судьба. Он - связь между временами и пространствами.
- Ты что-то меняешь в своих спектаклях?
- Это непрерывный процесс. Проходит время, я смотрю спектакль и нахожу новые детали, которые хочется ввести. Я постоянно ребятам что-то накидываю. И им самим интересно. Я каждый раз ставлю новые задачи.
- Мне кажется, что сейчас «Ведьма» совершеннее, чем «Супруга». Ткань спектакля более цельная.
- «Ведьме» уже год, а «Супругу» мы сыграли всего пять раз. И потом Алена Михеева и Виталий Шемяков со мной уже работали. Они эти техники принимают. Ирина Харченко и Сергей Лесков так работают в первый раз. Они только начинают понимать, что это за процесс, когда ты идешь от физических ощущений. Дополнительная сложность - работа на малой сцене. Зритель буквально в двух шагах от тебя. И здесь сыграть неточно, спрятаться невозможно.  Потребовались дополнительные усилия, тренировки. Что касается твоего «мне кажется», то это же зрительское восприятие. Тебе кажется так, другому зрителю иначе. Я вообще стараюсь не объяснять, что значит тот или иной элемент в спектакле. Это как в музее современного искусства, где нет экскурсовода. Ты просто ходишь и всем своим существом и мироощущением воспринимаешь, понимаешь и трактуешь. И здесь ты можешь трактовать как угодно. И меня это уже никак не касается. Я могу повлиять на твои впечатления, могу вытащить эмоции, чувства. Вот моя задача. Остальное решай для себя сам.  
- У тебя запланирована трилогия по Чехову. Что будет третьей частью?
- Не скажу. Когда начинаешь распространяться, пространство все растаскивает. Как только я расскажу о своих планах, сразу все идет не так.
- Площадки ты тоже варьируешь?
- Мне нравится работать в разных пространствах. Изначально хотела три спектакля на трех площадках.
- То есть третий спектакль будет в фойе?
- Возможно.
- Готова ли ты вновь сама вый-ти на сцену?
- Будут предложения - посмотрим. Смотря какая роль, какой режиссер, какое состояние у меня будет.
- А чего тебе хотелось бы?
- Сыграть? Я долгое время мечтала о Жанне д`Арк. Я даже писала инсценировку, много работала. У меня однокурсница по магистратуре занималась Жанной, у нее книга вышла, там столько документов…
- А Жанна д`Арк ведьма?
- Все женщины ведьмы. Это человек, который обладал сверхспособностями. Такое совершить без поддержки высших сил, когда ты уверена, что за тобой кто-то стоит, невозможно. А с инсценировкой интересно получилось. Я ее переслала почтой в Нижневартовск. И посылка потерялась вместе со всем материалом. Восстановить нереально: там такой труд. Я столько в него вложила. Ну, значит, пока не нужно этого делать.
Автор текста:
Автор фото:
-
Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.
Комментарии
Комментариев пока нет, вы можете стать первым, кто прокомментирует новость.
Пожалуйста, заполните все поля

Ваш комментарий успешно отправлен и будет опубликован после проверки.
Спасибо за ваше мнение!

Написать еще

Также читайте